Аналитический журнал упаковочной индустрии   Поиск

PakkoGraff Новости Читателям Подписка Распространение Рекламодателям Обратная связь


Статьи
Свежий номер



// Читателям // Статьи // Бизнес-опыт // Финансы

Факторинг: запоздалый визит в Россию


Summary:
Факторинг: запоздалый визит в Россию История мирового факторинга, его русская специфика и применение факторинга в упаковочной индустрии.

Широко и давно распространенный в Европе, он совсем недавно проник в российску банковско-кредитную систему. Факторинг в России имеет ряд особенностей. Оригинальность системы накладывает свой отпечаток на развитие производства.

Детство и юность факторинга

Факторинг - финансирование под дебиторскую задолженность торговых операций между предприятиями при поставке товаров и услуг. Смысл операции заключается в том, что факторинговая компания или банк («фактор») обычно предоставляет поставщику до 60-90% от суммы дебиторской задолженности сразу после отгрузки товара (до наступления срока платежа). «Фактор» возмещает себе подобное финансирование из последующих поступлений средств от покупателей. Оставшаяся часть дебиторской задолженности, т. е. 10-40% за вычетом комиссии «фактора», выплачивается поставщику сразу после того, как покупатель произвел оплату.

Факторинг родился в Англии в XVII веке, когда в туманном Лондоне появился Дом факторий (House of Factors). В то далекое время возникновения мощных колониальных империй и крупных европейских торговых домов последние имели свои представительства в колониях - фактории, возглавляемые «факторами». А «факторы» - всего лишь торговые посредники по сбыту товаров на незнакомых иностранным производителям рынках. Именно перед ним, «фактором», торговый дом (например, «Вест-Индская компания чая и кофе») ставил задачу быть экспертом по местному товарному рынку, платежеспособности покупателей, хранению и сбыту товара метрополий в колонии и перемещению в метрополию колониальных товаров.

Большое количество факторинговых компаний возникло в конце XIX века в США, хотя они были и во времена Фенимора Купера. Достаточно вспомнить, что «Бостонское чаепитие» - акт революционного саботажа североамериканцев против колониальных властей - аукнулся на товаре «Вест-Индской компании» и ее американского «фактора». В принципе они ничем не отличались от обычных торговых агентов и были агентами типа «дель-кредере» (полномочными представителями) немецких и английских производителей одежды и текстиля. А так как Америка - страна немаленькая и расстояния между населенными пунктами там большие, то именно эти агенты предоставляли услуги местным производителям и заказчикам (Del credere agent - торговый агент, гарантирующий оплату всех товаров, которые он продает от имени своего хозяина, если его клиент окажется неплатежеспособен. В качестве компенсации риска неплатежа он взимает дополнительно комиссионную оплату). С ростом факторинговых компаний к вышеперечисленным услугам добавилась функция финансирования поставщика.

В начале 60-х годов началась бурная экспансия американских производителей в Западную Европу, что привело к активизации деятельности европейских факторинговых компаний. Уже к середине 60-х в Европе были созданы две крупнейшие факторинговые ассоциации: IFG (International Factors Group) и FCI (Factors Chain International). Объем факторинговых операций неуклонно возрастал, увеличивалось количество факторинговых компаний, работающих как на внутреннем, так и на международном рынках. Этот процесс продолжается и по сей день. FCI насчитывает 61 факторинговую компанию из 35 стран мира. На ее членов приходится четвертая часть всех факторинговых операций.

Зрелость: советский эксперимент

На территории СССР факторинг был внедрен в разгар перестройки в 1988 году Промстройбанком и Жилсоцбанком Союза в качестве эксперимента. Из-за полного отсутствия на тот момент хоть какой-то информации и за полной невозможностью получить доступ к мировому опыту, сущность услуги была упрощена: факторинговым отделам этих советских банков переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем поставщику гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок без обеспечения комплекса страховых, информационных, учетных и консалтинговых услуг, подразумеваемых факторингом во всем остальном мире.

После закономерного распада СССР факторинговые операции начали осуществлять коммерческие банки. И в начале этой деятельности они столкнулись с полным отсутствием цивилизованных факторинговых технологий и отвратительной платежной дисциплиной дебиторов, что приводило к немалым потерям. Но уже в 1994 году, набравшись опыта и намереваясь выйти на рынок международного факторинга, первым российским банком, принятым в FCI, стал ныне почивший «Тверьуниверсалбанк», а позднее - «Мосбизнесбанк». На протяжении ряда лет факторингом в России пробовали заниматься и АКБ «Менатеп», и «Международный московский банк», и многие другие. Однако попытки успехом не увенчались.

Факторинговое обслуживание по темпам роста занимает лидирующие позиции среди наиболее стремительно и динамично развивающихся секторов финансовой индустрии. За последнее десятилетие количество факторинговых компаний в мире увеличилось в 3,4 раза, а их совокупный оборот – в 3,6 раза .В конце июня 2000 года в Париже состоялось годовое собрание IFG, в котором приняли участия представители факторинговых компаний из 35 стран мира. Россия была представлена на собрании единственным участником - АБ «ИБГ НИКойл», который осуществляет факторинговое обслуживание поставок как внутри России, так и в отношении экспортно-импортных операций.

Финансирование сразу после отгрузки товара в размере до 85-90% от суммы поставки позволяет экспортерам предоставлять своим покупателям значительные рассрочки платежа, не заботясь о собственной ликвидности. А это приводит к росту спроса на продукцию таких поставщиков, росту их продаж и соответственно прибыльности. Таким образом, факторинг является средством, повышающим конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке, упрочению связей с иностранными покупателями, что позволяет по праву называть его движущей силой торговли. При этом поставщики потребительских товаров как продовольственной, так и непродовольственной групп, являются одной из наиболее распространенных категорией клиентов факторинговых компаний в экономически развитых странах мира.

В международной торговле российские экспортеры часто сталкиваются со значительными проблемами, связанными с недостатком оборотных средств и риском неплатежа. Начиная с 60-х годов XX столетия в большинстве стран мира сложилась устойчивая тенденция продажи на условиях отсрочки платежа. Такая практика обусловлена двумя основными причинами.

С одной стороны, по большинству товарных групп сформировался устойчивый «рынок покупателя», при котором они же и определяют основные условия торговых сделок, настаивая на использовании отсрочки платежа. С другой стороны, многие иностранные покупатели являются не крупными операторами рынка, а посредниками, которые также могут испытывать недостаток свободных денежных средств и предпочитают сначала продать товар конечному потребителю (или превратить закупленную продукцию в конечный продукт), а затем уже расплачиваться с собственными поставщиками. В таких случаях покупатели предпочитают скорее пользоваться товарным кредитом, чем брать кредит в банке, что связано с множеством формальностей, носит ограниченный характер (т. е. каждый раз при возникновении потребности в дополнительных заемных средствах нужно обращаться за новым кредитом) и не всегда возможно.

Факторинг экспортный и внутренний

Важным показателем, коренным образом отличающим финансирование по факторингу от обычного банковского кредита, является неограниченный характер финансирования, т. е. величина предоставляемых денежных средств не ограничена каким-либо абсолютным пределом, существующим, например, при овердрафтном или револьверном кредите, а растет мере роста торговых оборотов поставщика, поскольку выражена в виде определенного процента от величины поставок.

Другие преимущества экспортного факторинга также следуют из его процедуры: иностранные долги становятся внутренними долгами, разрешаются значительные проблемы и риски, связанные с ведением международного бизнеса - такие, как риск неплатежа, незнакомый иностранный язык, неизвестное законодательство, знакомая процедура взимания дебиторской задолженности и обычаи торговой практики. Таким образом, факторинг является комплексным обслуживанием дебиторской задолженности поставщика.

При этом та цена, которую поставщик заплатит банку за кредит и услуги собственных специалистов, осуществляющих учет дебиторских задолженностей, работу с «плохими» долгами, управление потоками денежных средств, взимание дебиторской задолженности, получение новых кредитов в банке и т. д. будет несомненно выше стоимости такого пакета услуг, приобретаемого у «фактора». В международном факторинге существенная роль принадлежит экспортному факторингу, который представляет собой продажу экспортером своему «фактору» краткосрочных дебиторских задолженностей (обычно до 60 – 90 дней) по экспорту. Обычно «фактор» заключает с экспортером договор на покупку экспортных долгов всех покупателей в одной или нескольких странах экспорта.

При этом, обслуживая своих клиентов-экспортеров, факторинговые компании (эк-спорт-«факторы») часто действуют совместно с иностранными факторинговыми компаниями, функционирующими в странах импорта (импорт-«факторами»). Импорт-«факторы» помогают экспорт-«факторам» получать информацию о существующем или потенциальном дебиторе в своей стране, обеспечивать страхование риска неплатежа иностранного дебитора и взимать дебиторскую задолженность.

Однако факторинг работает не только на благо экспортеров и импортеров, но и внутри страны. После кризисных событий августа 1998 года торговля потребительскими товарами в стране и в первую очередь продуктами питания возвращается в привычное русло. Поставщики успели обновить ассортимент продаваемых товаров и пытаются расширить число покупателей. А те, как водится, просят, чтобы товар им отдали подешевле, а платить за него разрешили не сразу, а спустя некоторое время. Разницу можно понять. Получив отсрочку платежа, они могут расплачиваться с поставщиками не своими деньгами, отвлекая и без того скудные оборотные средства, а деньгами своих покупателей, т. е. населения. Однако понятна и позиция поставщиков, которые неохотно идут на продажу товаров с отсрочкой платежа. Ведь поставляя товары в кредит, они способствуют истощению собственных оборотных средств.

Между тем, проявив интерес к факторингу, поставщики немедленно начинают опасаться: не приведут ли действия «фактора» к ухудшению или даже разрыву отношений с их клиентами. На деле это не так. Почему? Потому что комиссия «фактора» представляет собой определенный процент с оборота поставщика, а оборот зависит от количества покупателей, то уход хотя бы одного покупателя больно бьет по карману самого «фактора». Вот и получается, что для него клиенты поставщика подчас более дороги, чем для самого поставщика.

А в повседневной жизни покупатели в 99% случаев из 100 не сталкиваются с «фактором». Зато они начинают больше ценить продавца. А тот гарантированно получает от поставщика отсрочку платежа, причем на тот срок, который действительно достаточен для оплаты. При этом наблюдается «европейская» реакция на работающий факторинг: начав получать эти услуги, поставщик заметно снижает отпускную цену конкретному магазину за товар при продаже с отсрочкой платежа. Это на первый взгляд кажется парадоксальным, ведь поставщику приходится платить дополнительную комиссию «фактору».

На самом деле никакого парадокса здесь нет. Испытывая дефицит «оборотки», поставщик раньше мог специально завышать торговую наценку, чтобы ограничивать продажи в кредит и сохранить необходимые ему «сравнительно свободные» деньги от возможного «зависания». Кроме того, если в товаре есть валютная составляющая, то, устанавливая рублевую цену на него, поставщик был вынужден подстраховаться на случай резкого скачка курса доллара. Теперь же, получая значительную часть от стоимости проданного товара сразу после отгрузки, поставщик снимает с себя валютный риск. И, наконец, теперь поставщику нет необходимости включать в цену товара риск неплатежа и контроль за состоянием дебиторской задолженности.

Итак, новая форма борьбы с неплатежами в России найдена. Правда, новая она только для России - в Европе ей чуть меньше четверти тысячелетия...

Факторинг в упаковке

Факторинг используется и в упаковочной промышленности. Например, если фирма А заказала фирме В полиэтиленовую упаковку, но использует оплату не наличными, а через банк-«фактор» - это и есть факторинг. Ведь в принципе упаковка ничем не отличается от других товаров: товар как товар, только называется не кокой и не колбасой. Некоторые российские фирмы до дефолта - 98 таким образом (через иностранных «факторов») заказывали упаковку в Италии. Автор пока не слышал о случаях использования факторинга для закупки оборудования для отечественной упаковочной промышленности (очевидно, в силу неразвитости факторинга в России), но в Европе многие машиностроительные заводы (поставщики такого оборудования) и потребители используют факторинг для обновления своих основных производственных фондов. Нам пока до этого далеко: факторингом в России, как уже было сказано выше, занимается всего одна структура. При этом «НИКойл» - далеко не самая мощная российская структура в мире финансов. Почему, скажем, не занимается факторингом ВЭБ - непостижимая загадка для ума...

Андрей Аннин

2000 #5


PakkograffOnLine
выберите номер
#
Логин
Пароль »
Регистрация / Забыли пароль?

Электронная газета PakkograffExpress
выберите номер
#
[ Карта сайта ] [ Помощь ] [ Ответственность и правила ]
Upakovano Group