Аналитический журнал упаковочной индустрии   Поиск

PakkoGraff Новости Читателям Подписка Распространение Рекламодателям Обратная связь


Статьи
Свежий номер



// Читателям // Статьи // Бизнес-опыт // Право

Цена интеллекта


Summary:
Стоимость объектов интеллектуальной собственности (ОИС) достигает сегодня десятков и сотен миллионов долларов. Например, American Brands Inc., приобретая семь брендов алкогольных напитков у фирмы Seagram Company, разорилась на $ 371 млн. На Западе мысли и идеи давно стали рыночным объектом. В России же они бесценны, но, увы, лишь потому, что механизм оценки ОИС находится в зачаточном состоянии.

Стоимость   объектов    интел­лектуальной    собственности (ОИС) достигает сегодня де­сятков  и  сотен  миллионов долларов.   Приобретая  семь брендов алкогольных напитков у фирмы Seagram Company American Brands Inc. разорилась на $ 371 млн. Товарный знак Black Hawk при банкротстве фирмы Rath Company продан за $ 3 млн. В практику финансовых отчетов зарубежных компа­ний неизменно входит пункт о нематери­альных активах.
Характерно, что в последнее время до­ходность патентов, товарных знаков, авторских прав и других нематериальных активов становится все более значимой и дорогостоящей по сравнению с матери­альными ценностями — зданиями, маши­нами, оборудованием. Так, рыночная стоимость компании Microsoft в 1996г. составляла $ 70,9 млрд., в то время как стоимость ее материальных ценностей по данным балансового отчета — всего $ 5,7 млрд. Примерно такое же соотно­шение нематериальных активов и имуще­ства имеет место в высокой моде. Состо­яние знаменитых фирм Пьера Кардена, Джорджио Армани, Лоурэна Клайна по сути и заключено в их всемирно извест­ных торговых марках.
Стоимость ОИС зависит от их способ­ности приносить дополнительную при­быль, что определяется целым рядом ве­роятностных факторов: научно-техни­ческих, коммерческих, правовых, а так­же целями, условиями и результатами использования, полученными посред­ством патентных и маркетинговых иссле­дований.
Интеллектуальная собственность оце­нивается не только при продаже отдель­ных патентов и «ноу-хау» или передаче исключительных прав от одного владель­ца другому, но и при приватизации, лик­видации, разгосударствлении и продаже предприятий, при инвестировании средств в изобретения и «ноу-хау».
Во внешнеэкономической деятельнос­ти узаконены так называемые бартерные сделки с объектами интеллектуальной собственности. В этом случае оценка осуществляется в составе так называе­мых нематериальных активов. Опыт оценки отечественных патентов и «ноу-хау» дает основания говорить о том, что стоимость каждого из них может состав­лять от тысяч до десятков и сотен тысяч долларов.
Стержневой проблемой в сфере законо­дательства об интеллектуальной соб­ственности в России является оценка ры­ночной стоимости интеллектуального продукта. Не существует никаких доку­ментов, регламентирующих ее механизм. Между тем, такие объекты, как товарные знаки, знаки обслуживания, «ноу-хау», деловые репутации весьма специфичны, а спрос на этот вид услуг значителен. Рос­сийские оценщики придерживаются в де­ятельности международных стандартов.
Другая важнейшая задача — инвента­ризация интеллектуального ресурса на предприятиях. В нашей стране механизм инвентаризации интеллектуальной собственности до сих пор не отработан, и важность этого процесса очевидна толь­ко узкому кругу специалистов. Смысл процедуры — в формальном закрепле­нии прав интеллектуальной собственнос­ти за конкретным владельцем. Интеллек­туальная собственность, созданная на предприятии, может принадлежать госу­дарству, самому предприятию, авторам, заказчикам конкретных работ, а может не принадлежать никому, что, кстати, довольно часто у нас и бывает. Так, на­пример, при приватизации государствен­ных и муниципальных предприятий на­личие прав на объекты промышленной собственности часто вообще не учитыва­лось. Если же эти права принимались во внимание, их оценка и учет в составе не­материальных активов осуществлялись по остаточной стоимости, которая в сот­ни, а иногда и в тысячи раз отличается от фактической, рыночной. Приобретен­ные по заниженной стоимости объекты промышленной собственности затем ис­пользовались при создании новых акцио­нерных обществ и предприятий других организационно-правовых форм, в част­ности, с привлечением иностранных ин­весторов. В итоге государство понесло большие убытки.
Что касается предприятий ВПК, то, по экспертным данным, в настоящее время идентифицировано менее пяти десятых процента их нематериальных активов.
В законах о приватизации государствен­ного имущества и о банкротстве в Россий­ской Федерации отсутствуют какие-либо нормы, касающиеся ОИС. Не решена про­блема принадлежности интеллектуальной собственности. В итоге, результаты ин­теллектуальной собственности не нахо­дят отражения в хозяйственном обороте страны.
Роспатентом разработан ряд предложе­ний организационно-правового характера, в том числе по реализации механизма уче­та объектов интеллектуальной собствен­ности, входящих в состав имущественно­го комплекса предприятий научно-техни­ческой сферы, а также по распределению прав на них. I
 
Наталья ОРЛОВА,
эксперт по оценке интеллектуальной
собственности

2000 #3


PakkograffOnLine
выберите номер
#
Логин
Пароль »
Регистрация / Забыли пароль?

Электронная газета PakkograffExpress
выберите номер
#
[ Карта сайта ] [ Помощь ] [ Ответственность и правила ]
Upakovano Group