Аналитический журнал упаковочной индустрии   Поиск

PakkoGraff Новости Читателям Подписка Распространение Рекламодателям Обратная связь


Статьи
Свежий номер



// Читателям // Статьи // Бизнес-опыт // Право

География и имидж товара


Summary:
Охраноспособное имя – гарантия качества. Наименование места происхождения товара (НМПТ) – обозначение, являющееся одним из средств индивидуализации продукции. Оно стимулирует хозяйственную активность изготовителей в условиях конкуренции и способствует росту популярности товара.

Наименование места происхождения товара (НМПТ) — обозначение, являю­щееся одним из средств индивидуализации продукции. Оно стимулирует хо­зяйственную активность изготовителей в условиях конкуренции и способствует росту популярности товара.
Статус уникальности
С наименованием места проис­хождения товара каждый из нас сталкивается повседнев­но, особенно в тех случаях, когда задумывается о подарке для родных и друзей, подарке, способном порадовать. Речь идет о жостовском под­носе, оренбургском пуховом платке, рос­товской финифти, палехской лаковой ми­ниатюре и т. п.
В последнее время в международно-пра­вовых актах, среди специалистов и даже в средствах массовой информации все боль­ше используется термин «географическое указание». Он объединил в себе два сред­ства индивидуализации: указание проис­хождения и НМПТ.
Указание происхождения — любое обо­значение, сопровождающее товар высоко­го качества и указывающее на место его происхождения. Оно может быть представ­лено в виде географического названия (страны, области, местности) или изобра­жения (национальный герб, атрибуты на­ционального костюма, характерное для географического объекта архитектурное сооружение). Так, изображение Медного всадника — символ Санкт-Петербурга, Эйфелева башня — Парижа, а памятник Минину и Пожарскому — Москвы.
Наименование места происхождения то­вара — название географического объекта, указывающее на место его происхождения. Используется оно для обозначения такого товара, особые свойства которого опреде­ляются характерными для данного географического объекта природными условиями и/или человеческими факторами («гжель», «хохлома», «мейсенский фар­фор», «брюссельские кружева», «мадера», «чешское стекло»). К природным условиям обычно относят особенности климата, конфигурацию и расположение местности, со­став почвы, воды и т. п., а к человеческим факторам — профессиональные традиции, опыт, секреты производства, передаваемые из поколения в поколение. Связь товара с конкретным географическим объектом ис­ключает возможность переноса его произ­водства на другую территорию. Известно, что полной неудачей закончилась попытка изготавливать знаменитое «цимлянское игристое», родиной которого является дон­ская земля, в Крыму, Армении и Грузии.
Правовое содержание понятия «товар­ный знак» значительно отличается от географического указания, включающего НМПТ. Оно всегда указывает на конкрет­ную местность и может рассматриваться как средство индивидуализации товаров, происходящих из разных мест. Товарный знак же всегда указывает на конкретного производителя и служит средством разли­чения однородных товаров, выпускаемых разными производителями.
В чем же собственно состоит притяга­тельная сила НМПТ по сравнению с таки­ми маркировочными средствами, как ука­зание происхождения или товарный знак? Положительная реакция потребителя обус­ловлена правовым феноменом НМПТ: по­нятие указывает на наличие в сопровожда­емом товаре обязательных особых свойств. Для товарного знака условие качества — вопрос не правовой, а исключительно эко­номический. Качество может быть удосто­верено наличием (или отсутствием) рыноч­ного спроса на товар.
Итак, продукция, сопровождаемая НМПТ, зачастую уникальна и может быть отнесена к объектам материальной и духов­ной культуры. Именно поэтому в Патент­ное ведомство Российской Федерации (Рос­патент) заявок на регистрацию и предоставление права пользования НМПТ поступает немного. С 1992 года в Роспатент выступило более 250 таких заявок, зарегистрировано 50 и выдано 70 свидетельств, право пользования этим объектом. Названные цифры говорят отнюдь не об отсутствии интереса к НМПТ, а об его ценности и малочисленности.
Международная практика подтверждает этот факт. За 35 лет функционирования Лиссабонского соглашения об охране наименований мест происхождения товаров их международной регистрации, действующего в рамках Парижской конвенции охране промышленной собственности 19 странами-участниками поставлено под охрану всего 830 НМПТ (Россия не является участницей Соглашения).
Нормативная специфика
Отношения, связанные с НМПТ в России регулируются Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» О лее — Закон), общими нормами гражданского, уголовного и административного законодательства, международно-правовыми актами.
Согласно Закону правовая охрана представляется НМПТ на основе государственной регистрации в патентном ведомстве. Подать заявку и получить право пользования зарегистрированным НМПТ может неограниченный круг юридических и физических лиц, ведущих хозяйственную деятельность в конкретном географическом объекте.
Право пользования НМПТ может быть предоставлено не только зарегистрировавшему его лицу, но на основании заявки любому юридическому или физическому лицу, находящемуся в том же географическом районе и производящему товар с теми же свойствами на основании соответству­ющей заявки. Права всех пользователей будут одинаковыми, независимо от време­ни их получения. К примеру, в настоящее время правом на пользование зарегистрированным в Роспатенте в качестве НМПТ обозначением «хохлома» пользуются два предприятия, находящиеся в одном геогра­фическом регионе — в Нижегородской об­ласти.
Патентное ведомство принимает заявки на регистрацию НМПТ только при наличии соответствующего заключения компетент­ного органа: соответствующего министер­ства или ведомства, академии, специализи­рованного института или музея и т. д.
Процедура оформления прав завершает­ся получением заявителем свидетельства на право пользования НМПТ и публикаци­ей сведений о его регистрации в официаль­ном бюллетене Патентного ведомства РФ. Обладатель свидетельства правомочен про­давать изделие, сопровождаемое НМПТ, применять НМПТ на самом товаре или его упаковке (на обертке, пакетах, коробках, емкостях, ящиках).
Обладатель свидетельства вправе ис­пользовать НМПТ в рекламных целях, прибегая к самым разнообразным формам рек­ламы: объявления в газетах и журналах, по радио и телевидению; издание каталогов и брошюр; применение средств уличной и транспортной рекламы (плакаты, вывески, анонсы, транспаранты, стенды и т. д.).
В качестве неохраняемого элемента НМПТ может быть включено в состав товарного знака, зарегистрированного на имя того же лица, которое имеет право пользования наименованием. Например, НМПТ «федоскино» входит в состав композиции из изобразительного и словесного элемен­тов, зарегистрированной в качестве товар­ного знака на имя Федоскинской фабрики миниатюрной живописи. Однако в подоб­ном случае у владельца товарного знака могут возникнуть проблемы с реализацией его права на распоряжение товарным зна­ком, поскольку, исходя из п. 3 ст. 40 Зако­на, обладатель свидетельства не вправе предоставлять лицензии на пользование НМПТ. Данная норма свидетельствует о специфике объекта: право на пользование НМПТ связано с конкретной территорией и не может быть выделено с целью переда­чи изготовителю из другой местности, то есть сам объект наименования не являет­ся собственностью изготовителя.
В хозяйственном обороте НМПТ тесно связано с фирменным наименованием и нередко включается в состав последнего. Так, известное НМПТ «гжель» входит в состав фирменного наименования ЗАО «Объединение Гжель».
Согласно п. 2 ст. 40 и п. 3 ст. 46 Закона обладатель свидетельства вправе требо­вать прекращения использования зарегис­трированного НМПТ лицами, у которых свидетельство отсутствует, даже если они указывают на товаре его подлинное место происхождения или используют наимено­вание либо в переводе, либо в сочетании с выражениями «род», «тип», «имитация», например, роспись типа «хохломской», имитация под «федоскино». Несанкциони­рованным считается и использование сход­ного обозначения для однородных товаров, способное ввести потребителей в заблуж­дение относительно места происхождения и особых свойств товара («Хохлума», «Дыб-ковская игрушка»).
Ст. 46 Закона закрепляет меры граждан­ской и уголовной ответственности за незаконное использование НМПТ или сходно­го с ним до степени смешения обозначения. В частности, обладатель свидетельства, общественная организация или прокурор вправе требовать прекращения незаконно­го использования НМПТ и возмещения причиненных убытков в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ. Они также могут возбуждать иски о внесении в местный бюджет суммы незаконно полу­ченной прибыли, превышающей возмещен­ные убытки.
Неправомерное использование НМПТ может быть пресечено в соответствии с положениями ст. 180 Уголовного кодекса РФ, ст. 10 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятель­ности на товарных рынках» и ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей».
В современных рыночных условиях пра­во на обозначение продукции географическими указаниями, включающими НМПТ, — мощное средство укрепления торговых позиций изготовителя, фактор, положительно влияющий на ценообразова­ние и на уровень спроса. Использование «вжитого» обозначения ассоциируется в потребительских кругах с товаром, произ­веденным высококвалифицированными работниками, с производственными традици­ями конкретной местности. Многие наименования мест происхождения товаров заво­евывают известность и даже славу на рын­ке, обеспечивают предприятиям-произво­дителям узнаваемость, а странам их происхождения — экономическую и культурную значимость.
 
Светлана Горленко,
кандидат юридических наук

2001 #5


PakkograffOnLine
выберите номер
#
Логин
Пароль »
Регистрация / Забыли пароль?

Электронная газета PakkograffExpress
выберите номер
#
[ Карта сайта ] [ Помощь ] [ Ответственность и правила ]
Upakovano Group