Аналитический журнал упаковочной индустрии   Поиск

PakkoGraff Новости Читателям Подписка Распространение Рекламодателям Обратная связь


Статьи
Свежий номер



// Читателям // Статьи // Материалы // Металл

Зеркало пивной революции


Summary:
Рынок алюминиевой тары развивается очень высокими темпами. Потребители привыкли к новому виду упаковки, и теперь довольно часто на витринах магазинов пиво в стеклянных и ПЭТ-бутылках остаётся в меньшинстве, его вытесняет пиво в алюминиевой банке.

За вторую половину 2002 года и начало 2003 года российский рынок алюминиевой тары развивался довольно высокими темпами. Этому способствовало как и то, что в нашей стране продолжился рост производства пива, коктейлей и тонизирующих напитков, так и активная рекламная кампания производителей алюминиевых банок. Потребители привыкли к новому виду упаковки, и теперь довольно часто можно встретить магазины, где на витринах пиво в стеклянных и ПЭТ-бутылках остается в меньшинстве, его активно вытесняет пиво в алюминиевой банке.
Конечно, производители стеклотары и ПЭТ-тары не стоят на месте и тоже активно развивают производство — практически каждый месяц сообщается об открытии новых и расширении мощностей старых предприятий, однако рынок потребителей упаковки тоже растет и «съедает» все увеличение. Даже наоборот — сохраняется дефицит тары, и это только подстегивает участников рынка к расширению своих производственных мощностей. В общем, можно считать, что, как и раньше, между производителями тары для напитков системной конкуренции не просматривается — конкуренция существует только за конкретные заказы клиентов.
Что нового
Об основных событиях, происходивших в этот период и влиявших на рынок, мы уже рассказывали на страницах нашего журнала. Можно отметить некоторые из них:
1. увеличивался объем производства алюминиевой тары — только у «Русала» в 2002 г. он вырос на 26,9 % по сравнению с 2001 г., а доходы составили 3,96 млрд долл.;
2. к важным факторам, влияющим на рынок тары, следует отнести повышение с 1 января 2003 г. пошлин на слабоалкогольные напитки на 25 %, что, конечно, привело к некоторому застою спроса на банки для упаковки.
В январе 2003 г. на территорию России «проник» еще один иностранный производитель: американский производитель упаковки Crown Cork & Seal, который создал в Тимашевске (Краснодарский край) на заводе компании Nestle собственное производство. Фабрика станет производить кофейные банки для Nestle. Запуск планируется на июнь 2003 г.
ОАО «Санкт-Петербургский фольгопрокатный завод» (владелец контрольного пакета акций ОАО «Санкт-Петербургский фольгопрокатный завод» — ЗАО «ЦветМетСервис»), в 2003 г. планирует на 50 % увеличить инвестиции в модернизацию литейного и прокатного производств — до 3 млн долл. Новое оборудование установят на линии по выпуску заготовок для туб (тюбиков для парфюмерной и фармацевтической промышленности). Это связано с пуском в декабре 2002 г. завода по производству тюбиков холдинга «ЦветМетСервис» в Краснодарском крае. Также в декабре 2002 г. сообщалось, что ЗАО «ЦветМетСервис» начинает проект по переработке бытовых алюминиевых отходов, в первую очередь, алюминиевой банки. Для этого компании придется вложить 1–1,5 млн долл. в дооборудование производства и организовать эффективную систему сбора алюминиевых отходов. Мощность производства в 2004 г. планируется довести до 10–15 тыс. т использованных банок в год, которые будут собираться в Северо-Западном регионе. Из этого сырья завод будет выпускать заготовки для производства тех же самых банок.
В октябре 2002 г. ОАО «Вена» (Санкт-Петербург) запустило новую линию баночного розлива стоимостью 6 млн евро. Линия производства немецкой фирмы KHS обладает производственной мощностью 52 тыс. банок емкостью 0,5 л/ч, что в два раза превышало мощность баночной линии, ранее установленной на предприятии.
Как видим, производители и потребители алюминиевой тары даром времени не теряют, но, как и на любом «узком» рынке, не все происходящее зависит от них. Несомненно, самое важное событие для всех производителей и потребителей упаковки из алюминия произошло в феврале этого года, когда были снижены пошлины на импортируемую алюминиевую тару.
История конфликта
О развитии конфликта между российскими производителями алюминиевых банок и пивоварами мы рассказывали в № 4 PakkoGraff за 2002 г. (статья «Война бутылки и банки»), сейчас коротко напомним об этом.
В 2000 году лишь 0,2 % россиян пили пиво из алюминиевых банок, и это приводило к тому, что Rexam и «Ростар» могли загрузить свои мощности российскими заказами лишь на 30–40 %. С целью переломить эту ситуацию в 2001 г. они предприняли массированную рекламную кампанию в СМИ, направленную на слом стереотипа о плохом качестве баночного пива. Кампания, обошедшаяся заказчикам в 4 млн долл. (по некоторым данным — в 6 млн долл.), достигла своей основной цели и способствовала некоторому росту потребления баночного пива, которое в 2001 г. составило примерно 5–6 %, а в 2002 г. — 10 % от всего выпитого пива. Однако ожидаемых контрактов с пивоварами она не дала, т. к. многие производители предпочитали покупать тару у зарубежных «баночников», у которых цена одной банки была в среднем на 1 цент ниже российской. Но «Ростар» и Rexam и тут не растерялись — согласно Постановлению Правительства РФ № 830 «О таможенном тарифе РФ и товарной номенклатуре», принятому 30 ноября 2001 г., ввозная пошлина на этот вид тары была определена в прежнем размере — 20 %, но не менее 41 евро за 1 тыс. шт. Таким образом, установление твердого минимума в евро привело к повышению фактического размера ввозных пошлин как минимум в два раза. Пивоварам (особенно «Балтике», имевшей долгие партнерские отношения с польским CanPackoм) это активно не понравилось, и в течение всего 2002 г. они боролись за отмену «неправильных» пошлин, указывая на подорожание из-за пошлины пива для конечных потребителей. Положение не менялось, и пивоварам пришлось заключать контракты с отечественными производителями, соответственно, и объемы производства у российских баночников в 2002 г. постепенно росли.
Весь 2002 г. «Балтика», которая является крупнейшим потребителем баночной тары в России, по-прежнему стояла на принципиальных позициях — перестала закупать банки у «Ростара», но продлила контракт с Rеxаm. В начале 2003 г. даже появлялись сообщения о планах «Балтики» построить собственный завод по производству алюминиевых банок, но после февральского снижения пошлин для нее это уже не так актуально. «Балтике» было проще лавировать на рынке, т. к. импортная банка обходилась ей дешевле российской (благодаря партнерству поляков с акционером «Балтики» — корпорацией Carlsberg), и поэтому она закупала в Польше до 90 % всей необходимой тары.
Победа пивоваров
В течение всего 2002 г. происходили неоднократные заседания рабочей группы Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, на которых рассматривался вопрос о «незаконном» введении с 1 января 2002 г. повышенной ставки пошлины на ввоз алюминиевых банок, тем не менее, каждый раз никакого конкретного постановления не принималось. Ситуация изменилась после встречи президента «Балтики»Таймураза Боллоева с Владимиром Путиным по поводу «деятельности российских предприятий в преддверии вероятного вступления России в ВТО», после которой в ноябре 2002 г. комиссия наконец-то рекомендовала Правительству РФ снизить пошлины на банки до 22 евро за тысячу штук, что и было сделано в феврале следующего года.
Правительство РФ 11 февраля 2003 г. внесло изменения в Постановление от 30 ноября 2001 г. «О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности», соответствующее постановление подписал председатель российского правительства Михаил Касьянов.
В частности, теперь установлена ставка ввозной таможенной пошлины на алюминиевые емкости жесткие цилиндрические вместимостью не более 1 л (код ТН ВЭД 7612.90.100.1) в размере 20 % от таможенной стоимости товара, но не менее 22 евро за 1 тыс. шт. Согласно постановлению, новая ставка вводится в действие 11 марта 2003 г. и сроком на 9 месяцев.
Это снижение пошлин является несомненной победой «пивоваров» в конфликте с «баночниками», в результате которой, в конечном счете, должен выиграть российский потребитель. Конечно, велика вероятность того, что это далеко не последний эпизод противостояния сторон (ведь и ставка снижена пока только на девять месяцев — до увеличения производства банок отечественными производителями). Сегодня празднует победу «Балтика». Алексей Кедрин, руководитель пресс-службы пивоваренной компании: «Мы давно ждали этого постановления — повышение пошлин не было обосновано экономически. Пересматривали их слишком долго. Наша компания уже приняла решение о создании собственного производства алюминиевой тары».
Перспективы развития
В свете этого постановления становятся более туманными планы «Ростара» по строительству второго завода алюминиевых банок в Всеволожске Ленинградской области, для финансирования которого компания заняла 70 млн долл. у Сбербанка. Завод, производительностью 1,7 млрд банок в год, строится «под “Балтику”», но она, после понижения пошлин, скорее всего снова станет закупать банки в Польше. В «Ростаре», конечно, считают, что им ничего не грозит, и все же оговаривают, что «при сохранении этой ставки в последующие годы срок окупаемости завода может увеличиться». Вообще же, планируется, что в конце 2003 г. в России будет целых четыре завода по изготовлению алюминиевой банки, а их общая производительность составит 6 млрд штук. Между тем, по данным www. metalinfo. ru, потребление алюминиевых банках в России в 2001 г. составило порядка 1,225 млрд шт. (причем, доля баночного пива составляет не более 32 % от общего объема напитков, разливаемых в алюминиевую упаковку), а в 2002 г. — около 1,9 млрд шт. в год. Сколько будет в 2003 г. — трудно сказать, но, по-видимому, с вводом в строй новых производств и, учитывая понижение таможенной ставки на алюминиевую тару, становится вполне реальной ситуация перепроизводства, и, как следствие, — перенасыщения рынка и падения цен на нее.
Пока «алюминщики» этого не замечают, по крайней мере — не говорят об этом открыто. Да и контракты, заключенные с пивоварами в 2002 г., вселяют в них уверенность. Владимир Ничипорук из «Ростара» в 2002 г. заявлял: «Через три года мы хотим довести долю баночного пива до 30 %. Есть же пример Польши, где доля баночного пива увеличилась за пять лет с 3 % до 46 %». С этой целью российские «баночники», помимо рекламы в СМИ, применяют и «свои» методы, которые, как показала практика, довольно эффективны.
«Ростар», например, подготовила для потенциальных клиентов «агитационный буклет» — расчеты на нескольких страницах, где сравниваются издержки на банку и бутылку на всех этапах пивоваренного производства. В нем вначале признается, что банка при покупке, конечно, дороже стекла, но заканчивается все тем, что «использование банки в производстве на 3,5 % дешевле использования бутылки». Rexam просто намекает клиентам, куда они могут обратиться, чтобы купить более дешевое оборудование для розлива пива в банки — при этом экономия иногда бывает довольно существенной.
Рынок же по-прежнему терзает голод тары. Этому способствует и то, что в 2002 г. отмечалась устойчивая тенденция увеличения потребления легких алкогольных напитков в России. По новым данным фирмы Euromonitor International, объем потребления пива у нас растет на 7,4 %, а выпиваемой водки сокращается на 2,3 % в год — последнее обстоятельство не может не порадовать медиков. Впрочем, рано или поздно, когда рынок насытится, и спрос перестанет повышаться, темпы роста резко понизятся, что уже сейчас отмечают многие пивовары. Однако сегодня потребность в стеклотаре только у пивоваров составляет 8–10 млрд бутылок в год, и она постоянно растет. Вместо требуемых 8 млрд бутылок российские производители изготавливают примерно 3 мрлд бутылок (в 0,5-литровом исчислении). Ожидается, что через десять лет этот показатель будет составлять 10–12 млрд бутылок в год. Сейчас дефицит покрывается, в основном, за счет вторсырья и поставок тары из-за границы, но положение уже меняется. В общем, учитывая развитие отрасли и увеличение потребления напитков населением, можно говорить об относительной перспективности алюминиевой тары в ближайшем будущем.
Это подтверждает и ситуация на европейском рынке, где пиво в большинстве своем продается в жестяных банках (во многом благодаря тому, что банка более экологична, легче утилизируется и относительно дешева). Правда, иногда все-таки бывают проблемы с экологией, подобные введению с 1-го января 2003 г. Правительством Германии обязательного залога за одноразовые упаковки из жести и пластика (теперь покупателей напитков обязывают сдавать пустую тару в магазины, если они не хотят платить лишних 0,25 евро за саму банку из алюминия), после которого спрос на баночное пиво в стране упал. Но это у них — в Европе, а в России до такой борьбы за экологическое состояние еще явно далеко.
В отрасли алюминиевой упаковки открыто поле для экспериментов — так, недавно было сообщено, что компании Heineken USA, White Plains, NY наладили производство пива в 24-унициевых банках (производства Crown Cork & Seal), которые скорее можно назвать кегами. Также в марте 2003 г. www. unipack. ru сообщил о новой алюминиевой банке под названием SuperEnd объемом 375 мл и диаметром 202 производства Amcor, которая заменит обычную банку диаметром 206, существующую на рынке с 1986 г. SuperEnd — новая технология, позволяющая упростить открывание алюминиевых банок для напитков, при этом переход от банок диаметра 206 к 202 SuperEnd значительно уменьшает производственные расходы металла. Сообщалось, что выпуск новых банок уже начался на заводах в городах Dandenong и Ballarat.
 
Виктор Тетерин

2003 #2


PakkograffOnLine
выберите номер
#
Логин
Пароль »
Регистрация / Забыли пароль?

Электронная газета PakkograffExpress
выберите номер
#
[ Карта сайта ] [ Помощь ] [ Ответственность и правила ]
Upakovano Group